Строфалос (Strophalos) или Колесо Гекаты – древнегреческий символ первоначальной лунной Богини Гекаты (Diana Lucifera) в её тройственном аспекте. На сегодняшний день известен лишь один древний источник, в котором содержится информация о значении этого символа. Александрийский текст второго века, известный как Халдейский оракул описывает символ как змею, свернувшуюся лабиринтом (эмблема возрождения) вокруг спирали, символа Джинджес (Iynges) – «завихрения» или эманации божественной мысли. В основном используется практиками классической эллинийской традиции а также викканскими последователями Дианы как знак идентификации. Другие символы Гекаты — это факелы, собаки (обычно суки), ключи, змеи и, конечно, перекрёстки.
В неоязыческом колдовстве Бог и Богиня – божественные силы и сама суть колдовства, они – Великий Отец и Великая Мать, чьи безграничные энергии дают жизнь всему. Они воплощают биосферу планеты, они создатели и разрушители. Она, Богиня – Королева Небес, она – луна, источник магической силы, эмоций, интуиции и психических способностей. Он – Бог, Солнце, источник мужской энергии, природной силы, мудрости и закона.
Этот древний символ богини Гекаты также называется Джинкс (Iynx). Он представляет собой лабиринт Её трёх путей, а также саму Богиню, стоящую в центре, где пересекаются эти пути. Джинкс использовался как амулет для привлечения возлюбленных, при воззваниях и гаданиях. Является важным инструментом Орфических Мистерий и упоминается в Халдейских оракулах. «Джинкс» также является названием птицы вертишейки (птица семейства дятловых – прим. пер.), считавшейся священной. В обрядах Гекаты этой птице отводилась роль проводника магической силы. Также от слова «джинкс» произошло «jinx» (сглазить). Есть предположения, что в некоторых местах использовался тауматроп с изображением Её лабиринта на одной стороне и картинкой птицы или змеи на другой. При вращении изображения накладывались друг на друга.
Колесо Гекаты используется в Викканстве, наиболее популярно в её феминистических течениях, и представляет собой три аспекта богини - Девушка, Мать и Старуха. Лабиринт как символ имеет истоки в греческой легенде, где Геката была известна как хранительница перекрестков, ещё до того, как она превратилась в богиню магии и колдовства.
Согласно отрывочным текстам Халдейских оракулов, Геката соединена с лабиринтом, спирально расположенным вокруг неё, подобно змее. Этот лабиринт был известен как Строфалос Гекаты или Колесо Гекаты и отождествляется с силой знаний и силой жизни. Традиционно лабиринт Гекаты по форме напоминает букву «Y», в отличие от большинства найденных других лабиринтов, имеющих форму буквы «X». Изображения Гекаты и ее колеса были найденные в первом веке Н.Э. назывались «ведьминскими табличками» («табличками с проклятиями»). Однако, до конца не известно чьё колесо на них изображено – Гекаты или Афродиты – на тот момент имело место пересечение культов этих двух богинь.
Собака (сука) – животное, которое чаще всего ассоциируется с Гекатой. Чёрных собак приносили в жертву Гекате при проведении ритуалов очищения. В городе Колофон (Фракия) считалось, что Геката появляется в образе собаки. В греческой и римской литературе собачий лай описан как признак её появления. Лягушка, как существо, которое может переходить границу двух элементов, также соотносилась с Гекатой и считалась священной. Сама же триединая богиня, может появляется с тремя головами: собаки, лошади, и медведя или собаки, змеи и льва. В западной Европе в период средневековья Геката почиталась ведьмами как богиня тёмного колдовства, что не вызывает удивления, так как к этому моменту образ Гекаты уже был сильно очернён христианством, начавшим этот процесс ещё в позднеримский период. Это также коснулось животных, которые имели отношение к Гекате. Они стали считаться «порождениями тьмы». Однако, из истории мы знаем, что не всегда животные, связываемые с Гекатой (вОроны, совы, змеи, скорпионы, ослы, летучие мыши, лошади, медведи, львы) также отождествлялись с тьмой и страхом (Рабинович)
Тис, кипарис, орешник, тополь черный, кедр, ива считались священными и также соотносились с Гекатой. Листья черного тополя: темные с одной стороны, и светлые с другой символизировали границу между мирами. Тис на протяжении долгого времени ассоциировался с миром мёртвых, со смертью, а также с перерождением. Яд получаемый из его семян использовался для отравления наконечников стрел, из древесины делали луки и рукояти кинжалов. В состав зелья из котла Гекаты входит «листочки тиса». Ягоды Тиса несут в себе власть Гекаты, и могут принести мудрость или смерть. Сама по себе мякоть этой ягоды кораллового цвета безвредна, косточка же, напротив, очень ядовита. Правильно приготовленные они могут вызвать галлюцинации. К Гекате также относятся многие травы и растения: чеснок, миндаль, лаванда, тимьян, мирт, полынь, кардамон, мята, одуванчик, морозник, чистотел малый; в том числе и ядовитые: белладонна, болиголов, мандрагора, аконит (известный как hecateis), и опийный мак. Многие из этих растений использовались для достижения изменённого состояния сознания.
Необжитые места, леса, границы, городские стены и двери, перекрестки, кладбища - всё это связано с Гекатой. Распространено утверждение, что Луна также тесно связана Гекатой. Некоторые древние исследователи мифологии, такие как Корнут и Клеомед, а также некоторые современные (Преллер, Петерсен), объясняют изображение Гекаты в виде трёх фигур как символ её связи с тремя фазами Луны. Доводов, подкрепляющих это не очень много, фактов против гораздо больше. Во-первых, это статуя Алкамен представлявшая Гекату, которую жители Афин того времени считали хранителем врат в Акрополь. Также в Афинах Геката ассоциировалась с Харитами, божествами жизни, посылающие фруктам цветение и обильные урожаи. Но ни в качестве защитницы Акрополя, ни в виде статуи перед дверью горожанина она не ассоциировалась с луной. Также напрашивается вопрос: почему божество, которое иногда рассматривается как луна, но также имеет множество других не менее важных функций, изображали в виде трёх фигур, соотносительно с тремя фазами Луны, тогда как Селена, которая и есть сама луна, никогда не изображалась подобным образом? Вероятно, по этому же принципу Гелиоса изображали двенадцатиглавым.
Однако, в волшебных папирусах греко-римского Египта присутствуют несколько гимнов, в которых триединую Гекату отождествляют с луной-Селеной, превознося ее как верховную богиню, как матерь богов. В этом качестве Геката имеет последователей среди некоторых неоязыческих религий.
Призыв и Ритуал Гекаты
Геката, Таинственная Богиня Тьмы
Геката, таинственная Богиня Тьмы и покровительница всех ведьм, олицетворение луны и темной стороны женской сущности. Ее имя в переводе с греческого, означает «та, которая преуспевает издалека», что роднит её с Дианой, девственной лунной охотницей.
Согласно мифам Геката была дочерью титанов Перса и Астерии. Считалось, что тёмными безлунными ночами, окружённая сворой воющих призрачных псов Она бродит по земле, появляясь на перекрёстках.
Как и Диана, Геката принадлежала к классу факелоносных божеств. Своим факелом она освещала путь в мире духов. Рождение, жизнь и смерть – всё это находилось под её контролем, что говорит о связи Богини с непознаваемыми силами природы.
Несмотря на то, что из всех животных с Гекатой чаще всего ассоциировались собаки, в древней Греции с ней также соотносили зайцев. Заяц как символ связывался с понятием «Бытие», и, как следствие, являлся символом жизни как таковой.
В искусстве Геката часто изображается как трехглавая женщина вокруг чьей шеи обвиты шипящие змеи. Отсюда эпитет Triformis и символ её тройственности, связываемый с тремя этапами жизни: рождением, жизнью, смертью; с разделением времени на: прошлое, настоящее и будущее и с представлением о самой Богине как о триединой: Девушка, Мать, Старуха.
Поскольку Геката – могущественное лунное божество все ритуалы в её честь следует проводить в полночь безлунных ночей или в период восхода луны 13 августа – главный языческий праздник Гекаты.
Перед началом ритуала вызова и ритуала нужно уединиться в тихом лесистом месте, где царит непроглядная темнота, выложить из камней круг диаметром от 2,5 до 4 метров, в северной части круга поставить небольшой алтарь. На алтарь поместить символ Богини, перед ним воскурить благовоние, подойдёт мирра или жасминовый ладан. Слева от символа богини, размещаются черные алтарные свечи и чаша с белым вином. Справа - еще одна черная алтарная свеча, освященный ритуальный нож (атам), латунный алтарный колокольчик, чаша с водой и блюдо с морской солью. Белые свечи, обозначающие стихии, должны быть размещены по одной на восточной, южной и западной точках выложенной из камней окружности. Свеча, представляющая север размещается за фигурой богини на алтаре.
Верховная Жрица (либо Жрец) зажигает свечи и благословляет воду погружая в неё лезвие ножа говоря при этом:
«Я заклинаю тебя, о, вода
Божественным именем Гекаты
И я изгоняю из тебя прочь нечистых духов и все примеси.
Да будет так.»
Затем Верховная Жрица очищает соль, помещая в неё кончик ножа и говоря при этом:
«Именем Богини Гекаты да будет благословлена эта соль.
Пусть изойдут из неё прочь помехи с препятствиями и войдёт всё хорошее.
Да будет так».
Атам кладётся на алтарь. Затем соль высыпается в чашу с водой.
Верховная Жрица очерчивает круг своей шпагой в направлении по часовой стрелке, говоря:
«Я заклинаю тебя, о, Круг Силы
Стань кольцом защиты, накопи и удержи силу, что мы поднимем в тебе;
Будь щитом против всего бесчестия и зла!
Я благословляю тебя именем Гекаты и посвящаю тебя Ей:
Богине Тьмы
Богине Луны.»
Верховный Жрец зажигает огонь в центре круга, ставит на него котёл с нанесёнными символами Луны и наполняет его ароматной смесью из родниковой воды, розового масла, и мёда. Отвар доводят до кипения, а затем Верховная Жрица бросает в него щепотку измельчённого лунного камня, перья черного ворона, иней (?), собранный под лунным светом, и мистические лунные растения - паслен и лунник.
После того, как в отвар были добавлены все компоненты его перемешивают сухой оливковой ветвью. Верховная Жрица встаёт перед котлом лицом на Север и простёрши руки говорит:
«Я призываю незримых сил природы
Собраться вокруг меня в этом круге
В этот таинственный ночной час я вызываю богиню луны.
Я призываю и заклинаю тебя, Геката, Царица подземного мира и покровительница всех ведьм.
Приди в этот круг огня на этот мой ритуал в Твою честь.»
Затем встаёт на колени перед алтарём, лицом к изображению Богини, берёт чашу вина в обеими руками и говорит:
«В твою честь, о, Великая Богиня
Я поднимаю этот тост и проливаю это вино. Прими его!»
Верховная Жрица выливает несколько капель вина на землю перед алтарем в жертву богине. Затем из чаши отпивает Верховный Жрец и возвращает её на алтарь, берёт колокольчик и звонит трижды, в то время как Верховная Жрица берет атам в правую руку и указывая им в небо произносит:
«Этой тёмной ночью в таинственный час, когда безраздельно властвует Богиня Геката
Имя её мы прославляем
Славься, Геката!
Славься, Геката!
Да будет благословлён этот час!»
По окончании ритуала круг разрывается, очерчиваясь шпагой против часовой стрелки.